«Согласно нашему интуитивному, бытовому представлению, мышление и сознание, особенно самосознание, принадлежат одному домену», пишет Варела. Когнитивизм же связывает мышление не с сознанием, а со способностью создавать символы и манипулировать ими. Что, по мнению Варелы, приводит к разрушению нашего чувства «самости», представлению о себе как о едином субъекте. В самом деле, что такое «я» в когнитивистской модели? Набор всех мыслительных процессов, сознательных и бессознательных? Или только один сознательный процесс из многих?
Конечно, важную роль бессознательного в человеческом поведении выявил еще Фрейд (а до него эту гипотезу высказывали Юм и Шопенгауэр). Но для Фрейда, пишет Варела, бессознательное хотя бы в принципе могло быть осознано – собственно, именно в этом и состояла цель психоанализа. Когнитивизм же (тут Варела цитирует Дэниела Деннета) постулирует фундаментальное разделение психических процессов на сознательные и бессознательные. Иными словами, некоторые наши мысли принципиально недоступны нашему сознанию.
Если считать мыслью манипуляцию символами, то, на мой взгляд, для начала надо бы выяснить, действительно ли она может осуществляться бессознательно? (Тут некоторые читатели вспомнят случаи из собственной жизни, когда решение какой-то трудной проблемы приходило как бы само собой, во сне. Но сон, кажется, не считают бессознательным состоянием?). Варела же предлагает заменить когнитивизм неким энактивизмом: «Мышление – это не репрезентация предсуществующего мира в предсуществующем уме, а энактивация мира и ума на основе истории разнообразных действий обладателя ума, выполняемых в мире». Признаюсь, мне трудно уловить, в чем тут радикальная новизна, и как это представление помогает продвинуться в понимании человеческой психики.
происхождении жизни и буддизме (1983)
Спасибо уважаемому
hyperboreus за его рецензию книжки Варелы и соавторов!