egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

С восприятием искусства связан занятный парадокс. Ребенку, видевшему в своей жизни еще немного картин и скульптур – или взрослому «дикарю», то есть, человеку, в силу обстоятельств посетившему немного выставок и концертов – не с чем сравнивать. А чем больше «культурный багаж», чем больше прежде виденных произведений, тем больше материал для сравнения – самый большой он у художественного критика, обязанного просматривать произведения искусства по долгу службы.


Как может засвидетельствовать каждый из нас, детские впечатления – самые яркие: первая увиденная в жизни картина воздействует на нас заведомо сильнее, чем тысяча первая. Получается, для сохранения свежести восприятия надо садиться на культурную диету?..

Конечно, число увиденных картин – не единственный фактор, отличающий взрослого от ребенка. Остальной жизненный опыт, да и просто возрастные физиологические изменения тоже наверняка дают себя знать. Не говоря уже о том, что яркость восприятия – не единственное его ценное качество; есть еще, например, его глубина – а вот она, надо думать, с увеличением культурного багажа только увеличивается.


Уильям Пауэлл Фрит «Закрытый просмотр
в Королевской Академии искусств» 1883
(фото из книги J. Anderson Black and Madge Garland
«A History of Fashion» 1980)

Судя по описанию, на этом полотне изображено многo конкретныx людeй. Мне кажется, я узнала Оскара Уайльда – справа недалеко от центра, с цветком в петлице и с каталогом в руке, он смотрит вверх, в то время как его самого показывают какому-то мальчику. А еще там должны быть, среди прочих, Энтони Троллоп, Джон Тенниел, Роберт Браунинг, Томас Генри Хаксли, Лили Лэнгтри, Эллен Терри, Генри Ирвинг и Джон Эверетт Милле. Узнаете кого-нибудь из них?

А если нет, то уважаемый [livejournal.com profile] andresol раскопал подробный ключ к этой картине, расшифровку who is who.

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2024-04-24 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Искусство (https://www.livejournal.com/category/iskusstvo?utm_source=frank_comment), Культура (https://www.livejournal.com/category/kultura?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-04-24 02:15 pm (UTC)
ext_67685: (Default)
From: [identity profile] frank.livejournal.com
Hurray, LiveJournal is 25!

Let's celebrate the anniversary together! Learn more about the number 25 in the '25 facts about 25' (https://www.livejournal.com/25/en.html?ila_campaign=lj25&ila_location=frank-comment) project. Tell about yourself and your blog in the #LJ25 hashmob (https://news.livejournal.com/164313.html?ila_campaign=lj25&ila_location=frank-comment). Prizes and awesome achievements await you (https://news.livejournal.com/163949.html?ila_campaign=lj25&ila_location=frank-comment)!

Thanks for staying with us!❤️

Date: 2024-04-24 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com

первая увиденная в жизни картина воздействует на нас заведомо сильнее, чем тысяча первая.//



Не могу такое сказать про себя. Ведь первая увиденная картина — еще не обязательно "увиденная". Я долго вообще не понимал смысл картин, суть творчества. Этому, я полагаю, нужно долго учиться.


Date: 2024-04-24 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com
Троллоп в цилиндре с блокнотиком, я его узнала! А в белом Лэнгтри, белая лилия Джерсея.

Date: 2024-04-24 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Тогда Браунинг слева от Троллопа, спиной к нему?

Date: 2024-04-24 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
А, нет, скорей он за дамой в зеленом, стоит без головного убора.

Date: 2024-04-24 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com
Любопытно, что за дама...

Date: 2024-04-24 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
"Как может засвидетельствовать каждый из нас, детские впечатления – самые яркие: первая увиденная в жизни картина воздействует на нас заведомо сильнее, чем тысяча первая"

Откуда такая уверенность? Вовсе не каждый. Я, например, наоборот. Мало того, я вообще не помню из моих знакомых никого, кто бы подобные тезисы подтверждал.

Date: 2024-04-24 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com
А нет того, что джентльмен, который смотрит на Браунинга с выражением лермонтовского демона -- это Гексли?



Date: 2024-04-24 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com)
Не тот, поди, Браунинг...

Date: 2024-04-24 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Тыща знаменитостей дышит друг на друга... Странные представления о приватности!

Date: 2024-04-24 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Годится!

Date: 2024-04-24 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Ведь первая увиденная картина — еще не обязательно "увиденная"'

Верно, но я имела в виду именно первую "увиденную" :)

А вот мысль о том, что восприятию искусства нужно долго учиться, кажется мне сомнительной. Да, можно научиться произведения искусства рассудочно анализировать, но как научиться эмоциональному восприятию? Мне кажется, мы совершенствуемся в нем только косвенным образом, а именно, знакомством с все большим числом произведений искусства.

Date: 2024-04-24 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
О, спасибо! Но там много мужиков в цилиндрах с блокнотами, Вы какого имеете в виду? У Троллопа на портретах обычно пышная борода, так что Вы, наверное, имеете в виду мужика почто совсем слева, который смотрит через плечо, да? Но там есть и еще один бородач, с непокрытой головой ближе к центру.

А вот безбородый мужик в центре, в цилиндре, с бакенбардами и тоже с блокнотом, очень уж похож на мужика второго справа на переднем плане - к тому же они изображены в совершенно идентичных позе и ракурсе! Похоже, художник в конце концов утомился и стал клонировать изображения некоторых людей, чтобы сэкономить силы :)

Date: 2024-04-24 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну хорошо, а как насчет книг и кинофильмов? Разве те, которые Вы прочли и увидели в детстве, не произвели на Вас более яркое впечатление и не запомнились лучше, чем то, с чем Вы ознакомились уже во взрослом возрасте?

Date: 2024-04-24 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Гексли в 1883 должно быть уже 58 лет, и на него похожи оба идентичных безбородых мужика в цилиндрах с бакенбардами, о которых я написала по другой ветке.

Date: 2024-04-24 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Браунинг должен быть вот этот (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82), и ему в 1883 должен быть 71 год.

Date: 2024-04-24 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Так это же только "допущенные к столику" :)

Но я согласна, что теснота там какая-то запредельная. Подозреваю, правда, что художник еще и несколько спрессовал народ ради экономии места на полотне :)

Date: 2024-04-25 12:55 am (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Детские, ранние впечатления — конечно, ярче, чем последующие. Но, наверное, не все, что-то и в детстве западает в душу, что-то нет... Не обязательно самая первая просмотренная картина будет самой запомнившейся, но одна из первых — будет.
И да, «насмотренность» мешает, когда видишь, например, 100500-ую фотографию похожего на виденные пейзажа, снятую в сходном стиле — появляются на свет определения типа того, что дал когда-то известный фотограф Дмитрий Константинов о таких кадрах: «Красивая бессмысленная фотография».

Date: 2024-04-25 02:20 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com

Я к пониманию и к любви к живописи шёл долго: через музеи, чтение о картинах и ютуб. И когда вкус сложился, плохие картины на меня мало впечатления производят, а хорошие всё ещё много. Раньше никакие не производили.


Мне кажется, что по центру в профиль с седой бородой Фредерик Лейтон. Если его пригласили:


Date: 2024-04-25 03:39 am (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Конечно, нет!

Date: 2024-04-25 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
первая увиденная в жизни картина воздействует на нас заведомо сильнее, чем тысяча первая


Не соглашусь.
В "первой" ничего не поймёшь. Да и что это за ситуация - "увидеть картину первый раз"? Картьинку? Репродукцию? Акварельку?

Date: 2024-04-25 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] serge no (from livejournal.com)

Это "ложный друг переводчика". Правильно по-русски — закрытый (просмотр, показ, ключ, акционерное общество и т.п.)

Edited Date: 2024-04-25 07:29 am (UTC)

Date: 2024-04-25 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"не все, что-то и в детстве западает в душу"

Конечно, не все - на большую часть увиденного мы просто вообще не обращаем внимания :)

"Красивая бессмысленная фотография"

Более того, такая же "насмотренность" накапливается и у человечества в целом, а не только у каждого конкретного человека. В самом деле, положение современного художника в мире, где уже были и Леонардо, и Рембрандт, и кто только не, в корне отличается от положения художника первобытного или даже средневекового. Стоит ли удивляться, что теперь художники рисуют черные квадраты? :)

Date: 2024-04-25 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"по центру в профиль с седой бородой Фредерик Лейтон"

Да, Лейтон тоже есть в списке изображенных на этом полотне. Вы имеете в виду мужчину, показанного в профиль (смотрящего налево от зрителя), беседующего с сидящей женщиной в серо-голубом платье?

"Я к пониманию и к любви к живописи шёл долго: через музеи, чтение о картинах и ютуб"

А что такое, по-Вашему, "понимание живописи"? Как Вы узнали, что вот, понимание пришло, а раньше его не было?
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 07:04 pm
Powered by Dreamwidth Studios