egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Когда в прошлом году я написала о своих одноклассниках, читатели удивились – как же так, класс-то был биологический, а одна из них – литературовед, другой – археолог? Так что сегодня, в очередную годовщину нашего праздника, вот вам рассказ о том, кто больше соответствует предметному профилю и сделал, может быть, самую блестящую профессиональную карьеру из всех нас – по крайней мере, по формальным критериям.


Сережа Лукьянов пришел к нам в класс на год позже, но легко вписался в компанию. Из прежней школы он принес прозвище «Луша», и у меня до сих пор язык не поворачивается называть его как-то иначе. Ах, какой вкусный штрудель делала его бабушка – мы заранее передавали ей просьбу испечь его перед каждыми нашими посиделками. А уж сколько мировых проблем было решено в тех ночных разговорах!

Еще в школе Луша начал резать планарий – червей, служащих классическим объектом для изучения регенерации – и в девятом классе стал победителем биофаковской школьной олимпиады за эти свои изыскания. Его научный руководитель на кафедре эмбриологии был выдающимся ученым, но работал методами 19-го века. Увы, эхо лысенковщины – борьбы с «буржуазной лженаукой генетикой», усугубленное технологическим отставанием СССР, ставшим уже очень заметным к началу 1980-х, привело к тому, что даже в ведущем вузе страны современную биологию могли позволить себе считанные единицы.

Одним из таких был Юрий Анатольевич Овчинников – фигура неоднозначная и весьма характерная для позднего СССР, где все материальные блага распределялись в партийных кабинетах. Овчинникову удалось убедить Брежнева отвалить ему денег на новый научный институт, да какой! Построенный по оригинальному архитектурному проекту и в плане напоминающий двойную спираль ДНК, он до сих пор впечатляет. Но главное, этот институт был буквально нашпигован новейшим научным оборудованием – рассказывали, там в подвале еще долгие годы рядами стояли нераспакованные ультрацентрифуги, закупленные с запасом.

Вот в этот институт Луша и пошел работать после окончания биофака. Может, тут сказалось влияние родителей-инженеров, но он всегда говорил, что ему интереснее придумывать новые технологии, чем открывать новые явления. Первым его достижением – во время стажировки в американской компании «Клонтех» – стала модификация недавно изобретенной полимеразной цепной реакции, значительно увеличившая ее специфичность. Компания тут же выпустила коммерческие киты на этой основе – много лет спустя я тоже ими воспользовалась, но Луша в США не остался. К тому времени в Москве вокруг него уже сложилась группа учеников и сотрудников (многие из них тоже были нашими биошкольниками, из последующих выпусков – и в первую очередь его младший брат Костя), а в новой стране надо было все начинать сначала.

Стремление к оптимизации социальной среды вокруг себя всегда было у него очень выражено, и масштабы ее постоянно росли: от руководителя лаборатории к заместителю директора института к ректору другого. Но, к его чести, он всегда оставался готовым придти на помощь по первому зову своих друзей. Помог он и мне, когда срочно потребовалось клонировать некий ген, а возможностей для этого не было.

Его профессиональные достижения выглядят особенно впечатляющими с учетом того, что его всю жизнь мучила болезнь Бехтерева – наследственное аутоимунное заболевание суставов, сопровождающееся жуткими болями в спине. Действуя в соответствии с древним cura te ipsum, он разработал метод лечения этого недуга и применил его к себе, что позволило ему в буквальном смысле распрямить спину.


Академик Сергей Лукьянов рассказывает о современных
биомедицинских технологиях на Фестивале науки в 2016.
В самом конце (с 30:00) он упоминает и оптогенетику, разработкой новых молекулярных инструментов для которой я занимаюсь

Конечно, я огорчилась, увидев его имя в списке ректоров-подписантов. Похоже, ему сделали предложение, от которого было невозможно отказаться – а я не была в его положении и не берусь его судить.

Еще студентом, для своей тогдашней жены – тоже нашей одноклассницы – Луша сочинил песенку, очень нам всем понравившуюся. В совсем простенькой и не безупречной по части словоупотребления, в ней что-то было – как в стихотворениях Геннадия Шпаликова. Утраченный золотой век?

Дорогой мой человечек, раздобудем тонких свечек,
Испечем пирог мудреный и заварим чай зеленый.
Чтобы нам с тобой укрыться от тоски и непогоды,
Заскрипят тихонько спицы нашей старенькой подводы.
До колен засучим брюки, будто мы и вправду дети,
Подадим друг другу руки, позабудем все на свете.
И покатится тележка по проселочной дороге,
И теперь уже без спешки мы с тележки свесим ноги.

Date: 2023-10-06 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment), Образование (https://www.livejournal.com/category/obrazovanie?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-10-06 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com
ого у Вас одноклассники))
Кстати, это в свое время вызвало некую оторопь — насколько мир тесен. Несмотря на большое количество студентов и научных работников (в ННГУ) работа по определенным направлениям сильно сокращала дистанцию между людьми.
Очень странно было наблюдать такое сокращение дистанций между людьми и на приемах иностранных делегаций в очень маленьком мексиканском штате Колима. Наверно отчасти помогала некоторая наглость: в свое время своеобразным подбодряющим примером послужило полученное письмо от Джоан Портер, секретарши Даррела, которому без особой надежды отправил письмо из Кубы)

Date: 2023-10-06 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Годится, Фрэнк!

Date: 2023-10-06 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"насколько мир тесен"

"Узок круг этих революционеров" :) Наука, конечно - одна из самых мощных связующих сил человечества, потому что специалистов в каждой конкретной области не так уж много, и они, как правило, рассеяны по всему миру (ну, или по крайней мере по той его части, где у правительств хватает ума денег на науку).

А одноклассники у меня и правда ничего - но главное, что мы до сих пор поддерживаем отношения. Не все со всеми, конечно - некоторые, кто с нами учился, совершенно потерялись, но они и самого начала были достаточно случайными - никакая система отбора не дает 100% гарантии.

Date: 2023-10-06 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Ничего себе - выходит, как минимум два Ваших одноклассника "попали в википедию" (судя по этому посту и прошлогоднему)! А уж с научными степенями, наверное, добрая половина...

В моей бельгийский школе (которая типа ПТУ) был один выпускник, получивший научную степень по истории. Деталей (имени) не знаю, просто когда я там учился этот факт нередко упоминался учителями, как нечто крайне неординарное. С 26 января следующего года (если все пойдет по плану) будет второй, значит.

Date: 2023-10-06 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"как минимум два Ваших одноклассника "попали в википедию" (судя по этому посту и прошлогоднему)"

Да, и это еще не конец! Я уже приготовила пост еще об одном оттуда же (т.е., из Вики), но оставлю его до следующего года :)

"А уж с научными степенями, наверное, добрая половина"

Те, кто пошли по академической стезе, конечно - но это как бы страндартный расклад, обходного пути тут нет. Но некоторые работают в школе, кто-то - в индустрии, а кое-кто вообще с биологией никак не связан. Интересно тут, конечно - а можно ли было предсказать их судьбу заранее? По опыту не только моего собственного класса, но и тех последующих выпусков, которые я помогала учить, скажу, что в основном да. Сюрпризы если и бывают, то в успешную сторону: то есть, кто-то, кто в школе особенной звездой не считался, впоследствии сделал прекрасную карьеру. А вот такого, кто подавал бы большие надежды, а получился один пшик, я и не припомню.

Date: 2023-10-07 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com
очень рад за Вас!:)

Date: 2023-10-07 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А Вы со своими одноклассниками поддерживаете отношения?

Date: 2023-10-07 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А Вы посмотрели видео, как планария отращивает себе новую голову (по ссылке из поста)? По-моему, это завораживающее зрелище: то, как ящерица отращивает себе новый хвост - в конце концов, не так уж удивительно, но вот новую голову, с новыми глазами!

Date: 2023-10-07 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com
из одноклассников, по-моему, я один биолог.
Однокурсников-биологов больше: растительный электрофизиолог, другой - в "Нобелевском" ki.se (там же - звезда биофака, он учился на курс старше нас)

Date: 2023-10-07 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] nick-55.livejournal.com
Не совсем ОФФ:)
Скажите, пожалуйста, ярко-желтая щеглиха в Закавказье на самом деле может быть, или это фантазия армянского художника? Щеглиха — потому что на голове нет ничего красного, как у щегла.
Сейчас сниму картинку на стене номера в отеле в Гюмри, но, если из WhatsApp вставить не получится, тогда до Москвы, после 9-го октября:)

Date: 2023-10-07 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, у нас же был специализированный биологический класс, так что не удивительно, что большинство моих одноклассников таки стали биологами :)

А со своими одноклассниками-небиологами Вы как-нибудь пересекаетесь, просто по жизни?
Edited Date: 2023-10-08 01:14 am (UTC)

Date: 2023-10-07 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ох, боюсь, я не смогу ответить на этот вопрос: класса до седьмого я действительно собиралась стать орнитологом, но с тех пор давно утратила квалификацию. Попробуйте разместить картинку в сообществе trava_y_doma или wildcompany: там найдутся знатоки!

Date: 2023-10-08 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com
практически нет. более-менее общаюсь с бывшей одноклассницей. вот вчера пришла новость - другого общего одноклассника не стало на днях. по-видимому - печень..

Date: 2023-10-08 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"практически нет"

Можно устроить виртуальный вечер встречи! Мы же все натренировались за ковидную эпидемию использовать подобающие средства.

Мои пока вроде бы все живы - тьфу-тьфу - но не без борьбы с разнообразными болезнями, конечно. Я и сама чуть было не стала нашим первым покойником, но все же пока пронесло, усилиями врачей.

Date: 2023-10-08 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Хм, посмотрел все видео, не увидел этого момента :)

Date: 2023-10-08 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Там сначала отслеживают регенерацию хвоста, отращивающего новую голову, а потом - головы, отращивающей новый хвост. Полное формирование новой головы у отрезанного хвоста завершается примерно к 1:50. Видите новые глазки, такие черненькие пятнышки, ближе к средней линии? Планария, конечно - очень примитивное существо, с более сложными такая штука, увы, не проходит. Но мы сейчас научились проделывать нечто подобное в пробирке - выращивать если пока не целые новые органы, то по крайней мере "органоиды", их участки, из недифференцированных клеток.

Date: 2023-10-08 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
А, я понял — речь шла о коротком видео по ссылке, а не о записи лекции, вставленной в пост! Теперь посмотрел. Да, впечатляет!

Date: 2023-10-08 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, извините, что я не уточнила, о каком именно видео идет речь. Сегодня герой поста такими вещами уже не занимается :)

А вот о выращивании органов (точнее, их частей) в пробирке он действительно рассказывет в своей лекции: как в слюнной железе нашли клетки, придуцирующие инсулин, и подсаживание их в поджелудочную железу больных диабетом способствует излечению последних.

Date: 2023-10-08 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Да, лекцию я тоже посмотрел (целиком). Интересно, хоть и далеко от моей сферы компетенции.

Date: 2023-10-08 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] nick-55.livejournal.com
Картинка для Вас все равно будет, только завтра, а про щеглиху спросим ещё ув. egor_13:)

Date: 2023-10-08 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
О таких вещах полезно знать, потому что, если, не дай Бог, заболеешь сам или кто-то из близких, то придется искать способы лечения.

Date: 2023-10-08 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Картинка с птичкой - это всегда хорошо :)

Date: 2023-10-08 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Да, согласен

Date: 2023-10-09 12:19 am (UTC)
From: [identity profile] luxs135.livejournal.com
Очень интересно, почему я его не знаю
Честно работал много лет в этом здании в форме ДНК. Занимались всякоразными белками, в том числе и свето-взаимодействующими. Иванова знаю (есть с ним статьи).

Date: 2023-10-09 01:48 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Если Иванов уже был директором института, то Вы работали там в одно и то же время - наверняка у вас есть общие знакомые. Но Луша работал не с Ивановым, а со Свердловым. Одно из главных направлений Лушиной работы (когда он еще был завлабом) были флуоресцентные белки - его ребята накопали много новых вариантов из кораллов и т.д. Помню, они держали флуоресцентных червей и актиний там в аквариуме и показывали всем гостям :)

Date: 2023-10-09 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] luxs135.livejournal.com
Там где я работал почему-то очень не любили пересекаться со Свердловым. У нас более дружеские отношения были с Румшем и Арсеньевым. Сейчас посмотрел список публикаций - ни одной совместной нет нашей лаборатории с Лукьяновым

Date: 2023-10-09 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Кто знает, может, были какие-то личные причины у шефов? Наука, увы - тоже поле для интриг. А может, просто не было оснований для совместной работы? Ведь коллаборация хороша, когда у участников есть комплементарные умения, а если они умеют одно и то же, особого смысла коллаборировать нет.

Date: 2023-10-09 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] luxs135.livejournal.com
Мы X-Ray (структуры белков). А Арсерньев - ЯМР белков, т.е. те-же структуры. Вроде должны взаимодействовать. Но судя по всему действительно не очень то любили друг-друга.

Date: 2023-10-09 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, мало ли какие могли быть причины. Я сама немного поработала (неофициально) в Лушиной лаборатории, и мне понравилась тамошняя атмосфера, но как его ребята взаимодействуют с другими группами в институте, я не знаю. Когда сразу после выпуска другая наша одноклассница попробовала поработать в этом институте (совсем в другой группе, правда), ее рассказы были похожи на пересказ "Крестного отца" :) Но, конечно, не место красит человека - а новые люди могли изменить бытующие акульи нравы.

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios