egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Интерес к живой природе проявился у меня еще в дошкольном возрасте, и тогда я представляла себе профессию биолога как постоянное общение с животными. К окончанию школы я узнала, что биология умеет еще много гитик, и, закончив университет, занялась сначала изучением отдельных клеток, а потом и вовсе – отдельных белков. Но в начале пути я успела познакомиться с классическими – полевыми – зоологами, и две представительницы этого племени запомнились мне на всю жизнь.


В лето после моего второго курса намечалась экспедиция в Среднюю Азию, куда требовались неквалифицированные рабочие руки. Руководителем ее была Евгения Васильевна Карасева, о которой я слышала еще от ребят в КЮБЗе, кружке юных биологов Зоопарка. Целью экспедиции был сбор сведений о грызунах-переносчиках лептоспироза – формы желтухи, вызываемой не вирусом гепатита, а бактериями-лептоспирами. Е.В. было уже за 60, что тогда казалось мне глубокой старостью. Экспедиция же предполагала жизнь в палатках и рыскание по горам – расстановку живоловок с последующим анализом их содержимого, в котором Е.В. участвовала наравне с нами. Точнее, мы вместе их расставляли и собирали, после чего мы отключались, а она еще полночи препарировала добычу и консервировала образцы тканей для исследования в лаборатории. Но поразила меня даже не физическая выносливость Е.В., а ее необычайная целеустремленность.


Портрет Е.В. Карасевой с сайта МГУ
и обложка (очень удачная, на мой взгляд) ее книжки с сайта издательства

С Ниной Георгиевной Виноградовой я познакомилась, когда ее сын, уважаемый [livejournal.com profile] prokhozhyj, поступил к нам в биологический класс – через пару лет после меня. В программу этого класса входит летняя практика на Белом море, и Н.Г., специалист по донной фауне, совершенно ее преобразовала, раздобыв для нас настоящую драгу и наладив регулярное траление с ее помощью. Ее сын давно уже сам стал морским зоологом, но Н.Г. продолжала приезжать к нам на Белое, пока была жива. Выход в море на утлой лодчонке, переполненной легко возбудимыми подростками – предприятие, требующее отменного самообладания. Не говоря уже о последующем разборе проб, особенно если отлив приходится на вечерние часы – но Н.Г. не допускала даже мысли, что дело может быть не доведено до конца.


Н.Г. Виноградова руководит разбором проб во время летней беломорской практики биошкольников (фото с сайта школьного журнала).
Справа – иллюстрация из написанной ею статьи об оболочниках
для популярного издания «Жизнь животных»

Это было поколение «Девяти дней одного года» – люди, проникнутые идеей служения. Знакомство с ними было для меня честью, и я вспоминаю о них с благодарностью.

А вам довелось повстречать таких?

Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Date: 2023-09-13 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Животные (https://www.livejournal.com/category/zhivotnye?utm_source=frank_comment), Путешествия (https://www.livejournal.com/category/puteshestviya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-09-13 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

А у меня дома есть асцидия (маааленькая).


И жизнь животных у меня дома была, я в детстве любил иллюстрации смотреть :)))

Date: 2023-09-13 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Общий вопрос. Служение чему или кому имеется в виду?
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com

как будто в нерусских их нет? :)


Про российских, равно как и про женщин, говорить не буду, но, как ни странно, оба моих университетских наставника в Киле тоже относились к категории вездеходов-подвижников, пешком в резиновых сапогах пересекавших Исландию и Лофоты, покорявшиx Альпы и Анды. Это были Хартмут Узингер (алиас Харти) и Клаус Дирссен (алиас Ши). У меня в журнале есть про них несколько баек. Оба были неутомимы, выносливы и целеустремленны. Оба внезапно скончались вскоре после выхода на пенсию - в семдесят с небольшим :(

Edited Date: 2023-09-13 02:42 pm (UTC)

Date: 2023-09-13 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Такие люди есть везде. И служат каждый по своему. Например, отец основатель нашей компании. Он получает около 3 миллионов зарплаты в год. Отдает половину на благотворительность в свою Алма матер (Институт по изучению рака). Пашет как пчёлка, 24/7, будучи учёным, вникает во все детали, наблюдать его работу мозга исключительно приятно, лазерная точность и мгновенное понимание. Что даже забавно, дисер у него по физике, в биотехе он сначала ушел в биоинформатику. Сейчас он научно руководит компанией, которая занимается одним из самых сложных объектов - иммунитетом. При этом он сам встречается с больными и одержим идеей помощи. И совершенно не стремится к быстрому обогащению и уходу на заслуженный отдых, ему это не надо. При всем моем цинизме, я горжусь тем,что работаю на него.

Date: 2023-09-13 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
поколение «Девяти дней одного года» – люди, проникнутые идеей служения

"Посмотрев этот фильм, сразу хотелось пойти и облучиться".
https://egovoru.livejournal.com/116541.html?thread=6391101#t6391101

В свое время заставили задуматься воспоминания Абрама Фета:

Я помню, как среди друзей Сахарова, искренних "правозащитников", я сделал, казалось бы, очевидное замечание, что он должен был испытывать угрызения совести. И тут одна женщина, во всех отношениях бескорыстная и смелая, сказала: "А чего же он должен был стыдиться?". Я был изумлён и нашёлся лишь возразить: "Ну, представьте себе, что какой-нибудь немецкий физик сделал для Гитлера атомную бомбу!". "Что же тут общего?" ответила она. И я вдруг понял, что для моих собеседников водородная бомба Сахарова была патриотическим подвигом. Это были лучшие из наших "диссидентов".
https://puppet-djt.livejournal.com/171349.html

Date: 2023-09-13 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com
Да, в МГУ и в ЛГУ и в Окском заповеднике.
Директор Окского, Святослав Георгиевич Приклонский.
Вадим Николаевич Тихомиров
Моя начальница в Окском — Белла Филипповна Самарина.

Date: 2023-09-13 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com
Мне не очень понятно, что такое "идея служения". Сразу страшно немного становится, русским духом пахнет.

Но если говорить о людях, очень увлеченных и преданных науке, то да попадались. Мой научный руководитель в Хайфе был из таких. Говорил про себя "я не на работе, я в Технионе". Правда акцент при этом был на радости от занятия наукой, которую даже смешно называть работой. А если б ему перевели на иврит "служение науке", то даже не знаю, что бы он сказал.

Date: 2023-09-13 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Можно, но разве это тут главное?

Date: 2023-09-13 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, асцидии, наверное - довольно скучные домашние животные: они же не двигаются, я только сидят-фильтруют? Мы вытраскивали их на Белом, но что-то я не помню, чтобы они произвели на меня какое-то сильное впечатление. Но вот то, что они наши довольно близкие родственники - в отличие от, например, внешне похожих на них губок - конечно, интригует! Говорите ли Вы своей: "Привет, сестричка!"?
Edited Date: 2023-09-13 09:58 pm (UTC)

Date: 2023-09-13 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В первую очередь, своему делу, а посредством него - человечеству?
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"как будто в нерусских их нет?"

Конечно, такие люди есть во всех странах - и они не обязательно именно женщины! Но мне просто хотелось задействовать эту популярную цитату :)

А я что-то не помню, ты застал Н.Г. или нет?

"оба моих университетских наставника в Киле тоже относились к категории вездеходов-подвижников"

Ну да, у тебя же и у самого профессия сугубо полевая, даром что не зоологическая, так что тебе таких людей должно попадаться немало! Общение с ними очень вдохновляет.

Date: 2023-09-13 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Такие люди есть везде"

Конечно - я не имела в виду, что их нет в других странах, а просто хотела задействовать популярную цитату :)

"совершенно не стремится к быстрому обогащению и уходу на заслуженный отдых, ему это не надо"

По моим наблюдениям, таких людей вокруг немало, поэтому все эти причитания, что мы, дескать, все погрязли в консьюмеризме, кажутся мне пустым сотрясением воздуха.

Date: 2023-09-13 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну да, такая сцена есть же и в самом фильме "Девять дней": помните, там отец спрашивает сына, когда тот приехал на побывку: "А ты бомбу делал?". А тот отвечает, что да, делал, а если бы мы ее не сделали, то ее бы сделал Гитлер. Разумеется, и у участников Манхэттенского проекта были те же самые соображения, и против них трудно что-то возразить. В итоге мы имеем то, что имеем :(
Edited Date: 2023-09-13 10:11 pm (UTC)

Date: 2023-09-13 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
У нас в Окском заповеднике была летняя практика после 4-го курса - райские там места! Я впервые увидела там настоящие заливные луга, и они поразили меня своим великолепием. Мы жили в палатках в сосновом бору, и в тот год был невероятный урожай маслят - мы в основном ими и питались :)

Но вот встречались ли мы с директором, я что-то не помню - помню, ходили смотреть журавлиный питомник с какими-то сотрудниками, может, это как раз и была Ваша начальница? А вот с В.Н. Тихомировым я была немного знакома: лекций, правда, он нашему потоку не читал, но в том же Окском проводил экскурсии. Вернее, он проводил их для своих студентов с кафедры высших растений, а мы были примкнувшие. А еще он, кажется, на преподавал во время летней практики на Звенигородской биостанции после 1-го курса. Он, конечно, был настоящий энтузиаст своего дела, да.

Date: 2023-09-13 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, словосочетание "идея служения" сегодня звучит как-то подозрительно - мы отвыкли от такого торжественного языка. А ведь раньше молодые люди не стеснялись, например, искать славы - а представляете себе сегоднящнего молодого человека, который вруг заявил бы, что он собирается добиваться славы? :)

"Правда акцент при этом был на радости от занятия наукой"

Радость - да, но ведь не всегда все легко получается, бывают и трудности? А в такие моменты что поддерживает? Мне кажется, некое сознание, что ты занимаешься чем-то важным, помогает - или нет?

Date: 2023-09-13 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Совершенно согласна! Я вообще виду крайне мало примеров оголтелого консьюмеризма вокруг себя. Народ в общем старается наоборот меньше потреблять и больше делать.

Date: 2023-09-13 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Подозреваю, возмущаются консьюмеризмом те, кто чувствует, что у них самих рыльце в пушку :)

Date: 2023-09-13 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
если бы мы ее не сделали, то ее бы сделал Гитлер

Точный диалог звучит так:

Отец: Ты бомбу делал?
Гусев: Делал. Если бы мы ее не сделали, не было бы у нас этого разговора, батя. И половины человечества тоже.


Сахаров пошел работать на оборонный завод после окончания МГУ в 1942, и это имело то же оправдание, что и Манхэттенский проект https://puppet-djt.livejournal.com/174558.html?thread=723422#t723422

Но работы над советской водородной бомбой начались в 1950, задолго после Гитлера. Идея, что физики тем самым спасали "половину человечества", была большой натяжкой.

Date: 2023-09-13 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, наверно.

Date: 2023-09-13 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com
"Слава" не кажется мне правильной аналогией. Многие люди как хотели этого добиться, так и хотят. Разве любой начинающий актер не мечтает прославиться? Ок, слова "стать знаменитым" или "стать звездой" более в ходу. Но суть не меняется.

Мне кажется, со "служением" вопрос более тонкий, я вижу в нем два аспекта. Один - мои личные тараканы, слово это по-русски мне царапает слух. Типа служат слуги. Возможно это связано с тем, что к рассуждениям из советского и российского прошлого на тему "как правильно жить" и "были правильные люди, не то что нынешнее племя" я отношусь не слишком радостно. Я кое-чем в этом прошлом готов восхититься, но не умением людей "правильно жить".

Интересно, кстати, что по-английски и на иврите "служба" и "служение" - одно слово (service, шерут). Разбирайся по контексту.

Второй аспект - именно "служение" науке. О чем сейчас скажут в значении "служение"? Ассоциация скорее с какой-то весьма нужной, но не особо приятной деятельностью. "Генерал Х 35 лет служил Израилю", ок. (Может генералу нравилось убивать людей и он в этом деле нашел себя, но признаваться неудобно.) Или, допустим, человек всю жизнь работал с детьми-инвалидами или в доме престарелых.

Науку так позиционировать не в духе времени. "Человек, которому наукой заниматься не особо приятно, но ей служит, поскольку это нужно людям" - звучит дико. Возможно, в СССР до какого-то времени было по-другому.

Date: 2023-09-14 04:20 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Но вот то, что они наши довольно близкие родственники "


Вот именно. Помните Предка в Волшебной зиме Янсон?

Date: 2023-09-14 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com

Нет, она занималась ботаникой и змеями. Но журавлятник делали при мне.

Edited Date: 2023-09-14 05:23 am (UTC)

Date: 2023-09-14 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Если своему делу, то таких большинство. Например, человек сидит за кассой и служит своему делу.
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com

Да, Н.Г. я помню. И по Белому, и по каким-то школьным далем. Даже как-то собирал для нее пробы мелких литторальных улиток для какого-то исследования.


Если ты думаешь, что все "полевики" такие - то вовсе нет. Можно быть выдающимся и международно признанным ученым, и при этом - сибаритом, останавливающeмся в лучших отелях и к каждой травке подъезжающем на лендровере. Такой типаж в моей коллекции тоже есть.

Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios