egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Ключ к пониманию средневекового мировосприятия – ощущение, что конец света, то есть, Второе пришествие и Страшный суд, вот-вот настанет. Жак ле Гофф пишет, что только к 13-му веку, времени наивысшего расцвета средневековой Европы, появилась тенденция относить конец света на как можно более поздний срок. Ей предшествовала длительная эволюция европейского христианства, утвердившая новый образ человека по отношению к Богу.


Если для Григория Великого (540–604) им служил униженный и смиренный Иов, то Ансельм Кентерберийский (1033–1109) подчеркивает, что Бог создал человека по своему образу и подобию, а значит, несмотря на скверну первородного греха, в нем имеется частица божественного. Теперь приблизиться к Богу стало можно уже в этой жизни, если вести себя соответственно – автор книжки описывает этот процесс как перемещение ценностей с небес на землю. Но ведь земная жизнь и прежде заботила христианина, поскольку от нее зависела возможность вечной?

Увы, параллельно нарастала воинственность. Если первые христиане подвергались гонениям за отказ от военной службы, то превращение христианства в государственную религию сделало всех граждан обязанными защищать его с оружием в руках. Как сообщает ле Гофф, уже Августин сформулировал идею справедливой оборонительной войны, а необходимость отражать покушения лангобардов и сицилийских норманнов на папский престол породила концепцию войны священной – войны христиан против «неверных». Тут уж и сами мечи получили крещение, а христианство уподобилось исламу, с самого начала содержавшему идею джихада.

Неудача Крестовых походов покончила с представлением об Иерусалиме как столице христианского мира и тем самым способствовала дальнейшей консолидации Европы. С другой стороны, разграбление Константинополя крестоносцами усугубилo пропасть между Европой западной и восточной.


Трейлер фильма «Седьмая печать» (1957) Ингмара Бергмана. В роли Антониуса Блока, возвратившегося из похода рыцаря-крестоносца –
Макс фон Зюдов, в роли Смерти – Бенгт Экерот

Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2022-09-07 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Религия (https://www.livejournal.com/category/religiya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-09-07 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Там надо посмотреть на рождаемость еще, такая пассионарность может быть связана именно с ней. А уж идеологические и религиозные одежды соткутся быстро.

Date: 2022-09-07 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com
Интересно, почему православных крестоносцев не было...

Date: 2022-09-07 04:20 pm (UTC)
mns2012: (Default)
From: [personal profile] mns2012
=Если первые христиане подвергались гонениям за отказ от военной службы=

Интересно, откуда это автор взял?! Чтобы понять, что это не так, достаточно посмотреть, сколько святых воинов было прославлено в древности. Почитание их и сегодня очень широко распространено. Христиане подвергались гонению только за отказ участвовать в культе императора. За это умирали даже дети.

Date: 2022-09-07 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
У Византии, как пишут, были свои проблемы, и у нее не было сил на крестовые походы.

Date: 2022-09-07 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egatiro.livejournal.com
Не уверен насчет 13 века как угасания эсхатологических чаяний. Есть работа Нормана Кона на эту тему https://www.amazon.co.uk/gp/product/0712656642/ref=ppx_yo_dt_b_asin_title_o04_s00?ie=UTF8&psc=1

Date: 2022-09-07 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com
а сейчас что?)

Date: 2022-09-07 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com
Мне сначала показалось, что это кадр из фильма Усталая смерть Фрица Ланга. Считается, что Бергман делал свой фильм под его влиянием. А на Ланга повлиял фильм Виктора Шестрома Возница смерти.

Date: 2022-09-07 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egatiro.livejournal.com
Ну если читать наставления Ипполита Римского, то еще во 2-3 веке в общины христиан воинов не принимали (у него так и написано — воина не принимать). Милитаризация христианства это более позднее явление.

«Если это был сводник, он должен был оставить свое занятие, либо его отвергали. Если это был скульптор или художник, от него требовали не создавать идолов; если он не соглашался, его отвергали. Если это был артист или актер пантомимы, он должен был оставить свое занятие, либо его отвергали… Гладиатор или тренер гладиаторов, или егерь (в зрелищах с участием диких зверей), или кто-то, имеющий отношение к подобным зрелищам, или служащий, заведующий гладиаторскими представлениями, должен был оставить этот род деятельности, либо его отвергали. Охраннику гражданской власти следовало внушить, что он не должен убивать людей и должен отказаться от исполнения соответствующего приказа и не принимать присяги; если он не желает подчиниться, он должен быть отвергнут. Военный командир или служащий магистрата, облаченный в пурпурные одеяния, должен уйти в отставку, либо быть отвергнутым. Если новообращенный или верующий стремятся стать солдатом, они должны быть отвергнуты, поскольку ни во что не ставят Бога… Если мы что-нибудь упустили, факты должны подсказать вам правильное решение; поскольку всеми нами руководит Дух Божий».

Это цитата из наставлений Ипполита, цитируется по книге Эриха Фромма: Догмат о Христе, стр. 56. – М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
Edited Date: 2022-09-07 07:06 pm (UTC)

Date: 2022-09-07 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egatiro.livejournal.com
Был православный поход против павликиан. Там от 100 до 400 тыс было убито павликиан.

Date: 2022-09-07 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2022-09-07 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Чтобы понять, что это не так, достаточно посмотреть, сколько святых воинов было прославлено в древности"

А какие именно времена Вы понимаете под "древностью"? Вот что дословно пишет автор по этому поводу:

"Евангельское христианство было миролюбивым и враждебно относилось к войне, и сам Иисус был не просто образцом миролюбия, а настоящим пацифистом. Одной из главных причин преследования христиан римскими императорами был их отказ от военной службы. Отказ этот объяснялся не только нежеланием христиан приносить присягу императору, но и тем, что они были противниками кровопролития. Позиция христианства в этом вопросе начинает меняться в конце IV века, когда империя становится христианской. С этого момента все граждане империи — отныне христиане — были обязаны защищать ее. Тем не менее настороженное отношение к войне просуществует в христианстве еще долго. Даже после того как позиция христианства в отношении военных действий существенно изменилась, ношение оружия и, следовательно, кровопролитие, к которому может привести обладание оружием, были запрещены епископам и, кроме того, практически всем клирикам.

Исключения из этого правила были достаточно редкими. Единственным исключением, которое Церковь не только позволила, но и поощряла, были духовно-рыцарские ордена, созданные для защиты христианских святынь, а также для выполнения определенных задач внутри Западного мира; начиная с XII века они представляли собой группы монахов-всадников и действовали, например, на Пиренейском полуострове или в Пруссии и Ливонии вместе с тевтонскими рыцарями.

Однако самым важным этапом явилось появление теории справедливой войны, основы которой разработал святой Августин. Справедливая война — это война, задуманная и ведущаяся не частным лицом, а правителем, наделенным высшей властью, каким был, например, христианский император; потом этот же статус получили короли и другие верховные правители. При этом такая война исключала идею агрессии. Христианство по-прежнему не признавало превентивной войны: справедливая война должна была являться ответом на агрессию или несправедливость. Она не могла вестись ради завоевания территорий или ради наживы, в ходе нее не могла подвергаться опасности жизнь безоружного населения (женщины, дети, монахи, купцы и т.   д.). Зато законной с христианской точки зрения выглядела война против язычников или мусульман, которых тоже причисляли к язычникам.

Но для того чтобы справедливая война стала войной священной, недоставало еще одного важного фактора. Все началось с того, что папский престол обращался за военной защитой, например, к франкам, которые при Карле Великом защищали папские владения от лангобардов, а в XI веке — от сицилийских норманнов. В общем, папский престол постепенно стал считать священной войной военные действия христианских народов, которые защищали папские владения от нападений других империй. Тем временем, как наглядно продемонстрировали Поль Альфандери (Alphandéry) и Альфонс Дюпрон (Dupront), образ Иерусалима в XI веке все больше воодушевлял жителей христианского мира, в котором как раз только что начался заметный демографический и экономический подъем. В результате демографического роста образовался существенный пласт молодежи, в том числе и выходцев из рыцарской среды, не имеющей ни земель, ни собственной семьи. Значение этого слоя населения хорошо показал Жорж Дюби. С другой стороны, дворянство обогащалось и у его представителей появлялись средства, чтобы лучше вооружиться и снаряжать военные экспедиции.

(продолжение в следующем комментарии)

Date: 2022-09-07 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
(продолжение предыдущего комментария)

Наконец, продолжалось смягчение негативного отношения христианства к войне, начавшееся со времен обращения варваров; мечи получили крещение и продолжали исполнять свою функцию уже с благословения Церкви. Парадоксальным образом, идею крестовых походов во многом породило мирное движение, которым был отмечен тысячный год — прежде всего потому, что справедливая война стала для Церкви способом восстановления справедливости и мира. Кроме того, справедливая война понималась как борьба с насилием и жестокостью.

Решающая роль принадлежала папскому престолу. Папы видели в обращении христианской военной мощи против мусульман множество выгод. Несомненно, это был способ выгодно использовать растущее благоговение людей перед Иерусалимом и Христом. Кроме того, появилась возможность перенаправить военные амбиции молодежи против неверных, и, наконец, папскому престолу представлялась возможность встать во главе всего христианского мира, поскольку вести войну, в которой религия столь тесно сплетается с политикой, надлежало лишь верховному властителю религиозного мира, которым и мечтал быть Папа. И наконец, не случайно Папа, вдохновивший крестовые походы, Урбан И, принадлежал к клюнийскому ордену. Идея крестовых походов отлично вписывалась в перспективу преобразования христианского мира, которое задумывалось влиятельным клюнийским сообществом".

Date: 2022-09-07 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Совершенно верно. Автор пишет, что:

"Сегодня, когда нас все больше беспокоят проблемы окружающей среды и климатические изменения, нелишне будет заметить, что, возможно, мощный рывок вперед, начавшийся после тысячного года, объясняется отчасти обстоятельством, которое Марк Бомпер (Bompaire) назвал «небесной поблажкой». Между 900 и 1300 годами в Европе царил климатический оптимум: средняя температура поднялась на один-два градуса, а влажность понизилась, что способствовало произрастанию зерновых культур".

А перед этим он пишет:

"Начиная с тысячного года сельская жизнь, несмотря на региональные различия и оттенки, приобретает все большее единообразие, которое отмечено существенными чертами технического прогресса. Появляются признаки более высокой производительности труда, прежде всего в основном виде деятельности — в обработке почвы. На смену архаичной сохе приходит — особенно на равнинах Северной Европы — плуг, снабженный асимметричным лемехом и отвалом, но важнее всего, вероятно, то, что дерево заменяется железом.

Техника пахоты совершенствуется и за счет тяги. В качестве тяглового скота по-прежнему используют на юге мула и осла, а на севере вола, но на северных равнинах вола теснит лошадь, и во Фландрии к XII веку именно лошадь станет преобладать в крестьянском хозяйстве. Возможно, усовершенствование упряжи, то есть изобретение хомута, увеличивающего тягловую силу лошади, и не имело столь революционного значения, какое ему приписывают, и все же его введение и распространение свидетельствуют о стремлении улучшить методы обработки почвы.

Кроме того, на севере рождается новшество, которое будет иметь огромное значение для подъема урожайности и расширения ассортимента сельскохозяйственных культур. В систему севооборота, которая традиционно была двухгодичной — землю на год оставляли под паром, чтобы дать ей отдохнуть,  — вводится третий участок земли, и таким образом получается трехгодичный севооборот, что позволило внедрить еще и бобовые культуры, а также повысить урожайность, поскольку можно было добиться двух урожаев в год".

Очевидно, что все эти обстоятельства способствовали подъему рождаемости, что, в свою очередь, привело к увеличению доли молодых мужчин в обществе, что всегда чревато беспорядками. Соответственно, появилась срочная нужда куда-то направить избыточную активность и агрессивность, готовую разнести обшество, а тут как раз - очень удачно! - турки захватили Иерусалим. Крестовые походы и сработали этаким предохранительным клапаном. Автор считает, что единственным положительным следствием крестовых походов было знакомство европейцев с абрикосом, но к этому, очевидно, надо добавить и это "сбрасывание пара" :)

Date: 2022-09-07 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Турки захватили Иерусалим в 1071, но и до этого, с 7-го века, он был под властью арабов, так что возникает вопрос, что так поздно спохватились-то? Но, по всей вероятности, истинной причной крестовых походов был подъем рождаемости в западной Европе 10-11 вв., вызванный, с одной стороны, временным улучшением климата, а с другой, важными технологическими новшествами в сельском хозяйстве. Это способствовало взлету рождаемости и увеличению доли молодых мужчин в обшестве, которых надо было срочно куда-то девать, пока они не разнесли все и вся.

Что же касается православных земель, то на начало 11-го века приходится относительный подъем Византии (при Василии 2-м), но, во-первых, это был именно относительный подъем после разгрома, учиненного арабами, а, во-вторых, подъем этот был кратковременным: Вики пишет, что в течение 11-го века "анархия всё возрастала, внутренний и внешний кризис, от которого страдала империя, становился всё более тяжёлым". В том же 1071 году, когда турки захватили Иерусалим, они нанесли поражение и византийскому войску, от которого, пишет Вики, Византия "так и не смогла оправиться". Понятно, что в этой ситуации она была совершенно не в состоянии вести какие бы то ни было захватнические войны на чужих территориях.

Date: 2022-09-07 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, именно так. Во-первых, Византия уже пострадала от арабов, а, во-вторых, ей пришлось воевать с теми же сельджуками, которые захватили Иерусалим. Тут уж не до жиру :(

Date: 2022-09-07 11:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Автор пишет не об угасании их, а об отодвигании сроков. Если ранние христиане ожидали Второго пришествия еще в течение их собственной жизни, то уже Августин (как пишет ле Гофф) относил его к какому-то неопределенному отдаленному будущему, и после него эта тенденция еще усилилась.

А книжка по Вашей ссылке - должно быть, очень интересная, и там даже есть возможность бесплатно прочесть начало!

Date: 2022-09-07 11:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вы имеете в виду, как сейчас обстоит дело с христианской воинственностью? Это Вы, наверное, и сами знаете: она существенно снизилась, но не сказать, чтобы совершенно исчезла: клиники, где делают аборты, христиане-фундаменталисты все еще громят :(

Date: 2022-09-07 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Вот, кстати, не тут ли зарыта собака массовой стрельбы последних лет в этой их Америке… Не то, чтобы рождаемость резко подскочила, но плотность населения повышается, что, вкупе с возросшей плотностью информации, вполне может вести к такого рода срывам неустойчивой психики.

Date: 2022-09-07 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Усталую смерть" я не видела, но Фриц Ланг - совершенно великий режиссер. "Метрополис" - это ведь его произведение, да? Этот фильм заставил меня пожалеть о том, что кино стало звуковым - потому что оно утратило ту зрительную выразительность, которой отличается "Метрополис".

В фильме Бергмана звук есть, но построению кадра он тоже уделяет много внимания. Я в свое время посмотрела "Печать" главным образом из-за фон Зюдова - мне нравится этот актер с внешностью "настоящего викинга". Забавно, что по происхождению он вовсе даже не швед, а немец :)

Date: 2022-09-07 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ох, это болезненная для меня тема. Я-то думаю, что все же надо ограничить продажу оружия, потому что, когда оно легко доступно, оно с неизбежностью попадет в руки психопата. Увы, традиции фронтира все еще живы, так что вряд ли моя точка зрения победит в ближайшее время. А Вы что думаете по этому поводу?

Date: 2022-09-07 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Тут я консерватор и против запрета оборота оружия — раз оно уже и так в таком количестве на руках.
Масс-шутинги ужасны, как и авиакатастрофы, но статистика неумолима — она показывает, что количество убийств на душу населения не зависит от фактора свободного обращения огнестрельного оружия.

Date: 2022-09-07 11:31 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Про 13-й век (на котором он как раз профессионально специализируется) автор пишет следующее:

"В XIII веке христиане продолжают ревностно заботиться о спасении. Но отныне это спасение достигается путем двойного попечения — и о небесном и о земном. Появляются земные ценности, признанные законными и спасительными,  — превращение труда из негативной ценности, связанной с покаянием, в позитивную (труд как участие в Божественном созидании); ценности спускаются с Небес на землю. Новшества, технический и интеллектуальный прогресс перестают считаться греховными: райская радость и красота могут, оказывается, начинаться на земле. Человек, о котором вспомнили, что он был сотворен по образу и подобию Божьему, способен создавать на земле условия для спасения, причем с помощью не только негативных средств, но и позитивных.<...>

Под влиянием монастырского ригоризма раннее Средневековье сурово осуждало смех. В начале XIII века он становится одной из составляющих духовности, как ее понимали Франциск Ассизский и первые францисканцы. Появилась тенденция относить Страшный Суд на как можно более поздний срок. Как показал Агостино Паравичини Бальяни, Роджер Бэкон и папская курия питали в XIII веке страстный интерес к возможному продлению земной жизни человека".

Про францисканцев он еще пишет, что это вроде бы именно они внушили обществу мысль, что торговля - богоугодное дело:

"Представление о постыдности прибыли (turpe lucrum), противодействовавшее ее росту и получению доходов, постепенно выходит из употребления благодаря экономической казуистике, в которой особенно изощряются нищенствующие ордена: как мы видели, они все больше легитимизируют торговую деятельность на том основании, что деятельность эта предоставляет в распоряжение все возрастающей части человечества те блага, которые Небо изначально ниспослало отдельной группе людей в отдельном уголке земли".

Изменением представления о человеке (как вместилище Божьей искры, а не просто сосуде греха) вызван и папский запрет на расчленение мертвых тел, так долго мешавший развитию медицины:

"Тело теперь уже не только объект осуждения, но также и объект забот. В конце XIII века Папа Бонифаций VIII запрещает расчленение мертвых тел, а ведь еще в 1270 году это было проделано с телом Людовика Святого".

И еще:

"Обжорство, которое долгое время считалось тяжелейшим смертным грехом, тесно связанным со сластолюбием, было узаконено по мере развития культуры питания и кулинарного искусства. Самый старинный учебник средневековой кулинарии, известный нам, был, согласно данным польского историка Марии Дембиньской (Dembińska), написан около 1200 года датским архиепископом Абсалоном, у которого, вероятно, был повар-француз. В конце XIII века родилась гастрономическая Европа".

Date: 2022-09-07 11:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А где-то есть надежные цифры на этот счет? Понятно, тут много факторов, но, как известно, если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу пьесы оно должно выстрелить.

Ну, и у Окуджавы тоже:

Чтобы не было войны,
надо ворона убить.
Чтобы ворона убить,
надо ружья зарядить.

А как станем заряжать,
всем захочется стрелять,
ну, а как стрельба пойдет,
пуля дырочку найдет.

Date: 2022-09-07 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Да сравнить статистику наших двух стран по умышленным убийствам — она не в пользу РФ.

https://worldpopulationreview.com/country-rankings/murder-rate-by-country
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 12:36 pm
Powered by Dreamwidth Studios