egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Книжка Макса Тегмарка, о которой я уже начала рассказывать, оказалась все же не о том, как защитить себя от ИИ, а о том, какие возможности он перед нами откроет. И тут фантазия автора не знает границ: он живописует картины, как ИИ не только поможет человечеству справиться с остыванием Солнца, но и преодолеть разлетание галактик вследствие расширения пространства. С одной стороны, нельзя не позавидовать такому полету фантазии, но с другой, эта перспектива кажется мне все же чересчур отдаленной :)


Но одну мысль Тегмарка я считаю очень, очень своевременной. Он пишет, что вера в пришельцев, весьма распространенная в широких слоях населения, может усиливать легкомысленное отношение к тому, что мы уже имеем. Типа того, что, дескать, не страшно, если мы угробим жизнь на нашей планете: рано или поздно прилетят зеленые человечки и снова засеют это поле! Мое дилетантское ощущение совпадает с тем, что пишет космолог-профессионал Тегмарк: все попытки рассчитать вероятность возникновения жизни и разума во Вселенной – гадание на кофейной гуще. А раз так, то вполне может оказаться, что мы – единственный и неповторимый случай во всей потенциально доступной нам области мироздания (ограниченной скоростью света). Так что, если мы совершим самоубийство, санитары не приедут и не откачают.


Трехмерная модель пространства-времени из обсуждаемой книжки Макса Тегмарка. Фиолетовые формы представляют собой области, колонизированные независимо возникшими разумными жизнями. И эти области вовсе не обязательно должны пересекаться! Не говоря уже о том, что я бы не стала рисовать их бесконечно продолжающимися: всякая жизнь, разумная или нет, имеет свое начало и свой конец

Page 1 of 12 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] >>

Date: 2021-07-07 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Технологии (https://www.livejournal.com/category/tehnologii?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-07-07 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
" Он пишет, что вера в пришельцев, весьма распространенная в широких слоях населения, может усиливать легкомысленное отношение к тому, что мы уже имеем. Типа того, что, дескать, не страшно, если мы угробим жизнь на нашей планете: рано или поздно прилетят зеленые человечки и снова засеют это поле! "
Мне кажется, что исследование людей верящих в пришельцев которые прилетели или прилетят было бы очень интересным!
Ведь нельзя же! — год подряд
То тарелками пугают —
Дескать, подлые, летают,


Date: 2021-07-07 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] panoramov.livejournal.com
Насчет остывания Солнца можно пока не беспокоиться, даже думы о стабильности орбит солнечной системы откладываются на 5 гигалет.

Вера в пришельцев, конечно, расхолаживает. "Придёт дядя и всё исправит." Напоминает оперное deus ex machina.

Date: 2021-07-07 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Что касается инопланетного разума, то он как раз с огромной вероятностью является искусственным

Возраст Вселенной — порядка 10 миллиардов лет. И если разумные цивилизации не погибают, едва возникнув, то это означает, что типичный возраст такой цивилизации измеряется как минимум сотнями миллионов лет

Наша человеческая цивилизация уже через несколько десятилетий после выхода в космос создала ИИ, превосходящий человеческий разум во многих сферах

Нет никакого сомнения, что уже через несколько столетий искусственный разум будет доминировать над биологическим во всех областях

И что если земная цивилизация просуществует десятки и сотни миллионов лет, то представлена она будет не негибким и медленно развивающимся биологическим разумом, а небиологическим, обладающим неограниченной архитектурной пластичностью, объемом и быстродействием

Хотя вряд ли можно будет называть «искусственным» в нашем сегодняшнем смысле то, во что проэволюционирует ИИ за эти миллионы лет развития цивилизации. По степени развития эти новые формы оставят далеко позади биологическую жизнь и выдут на уровень возможностей, который в нашей нынешней культуре отождествляется с божественным

И уж конечно к иным планетным системам отправятся именно искусственные разумные системы, а не уязвимые и несовершенные разумные биологические организмы

Та же логика применима и к инопланетному разуму. Вероятность, что изучающий и осваивающий космос инопланетный разум представлен «зелеными человечками», крайне мала. С гораздо большей вероятностью путешествующий по галактике инопланетный разум представляет из себя продукт исключительно сложных и мощных технологий, с возможностями, которые мы восприняли бы как божественные

Столкнувшись с ним, мы, вероятно, просто не поняли бы, что произошло. И сочли бы произведенные им изменения в окружающем нас мире и в нас самих результатом каких-то естественных, хотя и не до конца понятных нам процессов



Edited Date: 2021-07-07 03:03 pm (UTC)

Date: 2021-07-07 03:54 pm (UTC)
mns2012: (Default)
From: [personal profile] mns2012
Как же это всё далеко от реальных проблем ...

Date: 2021-07-07 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Джордж Карлин в свое время шутил про то, что спасать планету не нужно - люди исчезнут, а она останется: "The planet is fine… the people are fucked!"



Некоторые шутки сегодня кажутся менее смешными, чем раньше:

"What would you do if you were the planet trying to defend against this pesky, troublesome species? Let’s see… what might… hmm… viruses! Viruses might be good. They seem vulnerable to viruses. And uh… viruses are tricky; always mutating and forming new strains whenever a vaccine is developed."

Date: 2021-07-07 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
А есть ли вообще связь между ужасом от конечности жизни цивилизации и количеством таких цивилизаций во Вселенной?

Если мы одни, то какая разница - вымрем или нет? Все равно никто этого оценить не сможет.

И даже если предположить нашу уникальность, все закончится либо вымиранием, либо расселением по многим звездным системам. И тут уже наши потомки точно будут знать, что они не одни, так что в случае чего "прилетит волшебник в голубом вертолете". И начнут морально разлагаться :)))

Date: 2021-07-07 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Я считаю, что у человечества в целом, как и у отдельного человека, есть моральное право совершить самоубийство, если дальнейшее существование стало невыносимо бессмысленным. И мы никому – ни богам, ни инопланетянам, ни потенциальным потомкам – не обязаны жить и размножаться до бесконечности.

Но найти инопланетян мне было бы интересно с научной точки зрения, чтобы изучить их биохимию.

Date: 2021-07-07 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] skogar.livejournal.com
Ещё вопрос, кто чью биохимию будет изучать :)

Date: 2021-07-07 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Технологии" - правильно, а "Литература" - это потому, что ты, Фрэнк, тоже считаешь идеи автора уж чересчур завиральными?

Date: 2021-07-07 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Я подумаю.

Date: 2021-07-07 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"исследование людей верящих в пришельцев которые прилетели или прилетят было бы очень интересным!"

Могу уже предложить Вам один исключительно интересный результат таких исследований. Вот статистика сообщенных очевидцами появлений тарелок в США за период с 1995 по 2012 год (отсюда (https://www.economist.com/graphic-detail/2019/07/04/are-extraterrestrials-extra-patriotic)). Отчетливо видно, что инопланетяне выбрали 4 июля как самый подходящий день для своих визитов :)

Image

Date: 2021-07-07 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, именно. А между тем, все больше и больше людей видят тарелки (отсюда (https://www.statista.com/chart/8452/ufo-sightings-are-at-record-heights/))

Image

Date: 2021-07-07 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"типичный возраст такой цивилизации измеряется как минимум сотнями миллионов лет"

Не очень понятно, откуда берется эта цифра?

"искусственный разум будет доминировать над биологическим во всех областях"

Вопрос в том, что такое "искусственный разум", и что такое "доминировать". Ясно, что в области, например, арифметических вычислений мы уже и сейчас применяем преимущественно ИИ - мало кто сегодня считает в уме или столбиком на бумажке. Но оправдано ли тут слово "доминирование"?

"к иным планетным системам отправятся именно искусственные разумные системы"

Да, Тегмарк тоже так думает. Вам бы эта его книжка, вероятно, понравилась - у Вас тоже есть склонность к полету фантазии :)

"сочли бы произведенные им изменения в окружающем нас мире и в нас самих результатом каких-то естественных, хотя и не до конца понятных нам процессов"

Ну, некоторые же и считают, что все, что мы видим вокруг себя - продукт инопланетного ИИ :)

Date: 2021-07-07 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Согласна, беспокойство об остывании Солнца кажется сегодня не слишком актуальным, но вот озабоченность тем, как бы нам по дурости не угробить самим себя вместе со всей жизнью на планете, я бы не назвала излишней. А Вы как думаете?

Date: 2021-07-07 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да мне его выступление вообще не показалось особенно смешным. В частности, насчет того, что виды так и так вымирают, так что не надо заботиться об их спасении - это же полная ерунда :(

Date: 2021-07-07 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Если мы одни, то какая разница - вымрем или нет? Все равно никто этого оценить не сможет"

Ну да, пока я жив - смерти нет, а когда она придет, меня не будет :) С точки зрения целых цивилизаций это, может, и так, но вот с точки зрения отдельных людей внутри них - все-таки как-то хочется, чтобы у тебя были не только дети и внуки, но и пра-пра-пра-пра и т.д., разве нет?

Date: 2021-07-07 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"у человечества в целом, как и у отдельного человека, есть моральное право совершить самоубийство"

Я очень сомневаюсь, что у всех людей одновременно когда-либо возникнет желание покончить счеты с жизнью: все-таки у нас за плечами миллиарды лет отбора на выживаемость. Но вот продолжающийся технический прогресс приближает нас к той стадии (или даже уже приблизил), когда один самоубийца (или просто идиот) будет в состоянии угробить всю планету нажатием одной кнопки, и это не может не беспокоить.
Edited Date: 2021-07-07 08:56 pm (UTC)

Date: 2021-07-07 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
Пра-пра-пра-пра - это довольно близкий горизонт планирования. И он точно никак не зависит от того, есть ли кто-то еще во Вселенной.

А на длинном горизонте все и вовсе становится бессмыслицей, при любом раскладе. Какая разница, когда вымереть, через миллион лет или через миллиард?

И потом, не знаю, как вы, но я не многодетен и даже вовсе бездетен, так что, наверное, не так уж и хочется. И даже если бы я был многодетен, я не мог бы быть уверен, что мои дети не станут бездетными засранцами.

Date: 2021-07-07 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
Скорее планету угробит слив какой-то промышленной отравы в океан, чем случайный пуск ракет.

Да и с ракетами все сложнее, чем "ядерный чемоданчик". Там до реального пуска еще длинная цепочка исполнителей, и все они могут саботировать. Несколько инцидентов, когда пуск срывал исполнитель в малых чинах, уже были.









Date: 2021-07-07 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Поскольку все мы в какой-то степени родственники, то не важно, есть ли у Вас собственные дети. Сдается мне, миллиарды лет отбора на выживаемость все-таки у большинства из нас сказываются, и мысль о конце человечества нас не радует.

Date: 2021-07-07 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
В первом приближении - не радует.

Но если посмотреть чуть дальше, то это такая же неизбежность, как собственная смерть отдельного человека.

Так что если с чем и бороться, так это со скорой смертью человечества от глупости.

А никакого отбора на выживаемость не было. Суицидников в популяции всегда было не так много, чтобы на что-то влиять. Причем, скорее всего, доля суицидников неуклонно растет вместе с ростом прогресса и благосостояния, вряд ли пещерные люди самоубивались с той же частотой, что и современные.

Date: 2021-07-07 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Мне кажется, я довольно редко использую фантазию, обычно — просто следую за логикой, куда бы она ни вела. Как говорил Шерлок Холмс, “when you have eliminated the impossible, whatever remains, however improbable, must be the truth” 😊

А то, что типичный возраст внеземных разумных цивилизаций составляет десятки и сотни миллионов, если не миллиарды лет, вытекает из предположений, что, во-первых, разброс времени зарождения разумной жизни должен составлять как минимум несколько процентов от времени существования Вселенной, и во-вторых, что, зародившись, разумная технологически развитая жизнь не уничтожает себя через короткое по космическим масштабам время, а продолжает развиваться и усложняться

Date: 2021-07-07 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
Какой "интеллект" в проведении механических действий по фиксированному алгоритму а-ля счет столбиком? Тогда и у арифмометра есть "интеллект", и у счет с костяшками.

Интеллект - это, например, придумать числа, разные формы их записи и разные алгоритмы. На это пока никакой компьютер не способен и непонятно, будет ли способен хоть когда-то.

Date: 2021-07-07 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Нынешние люди – оптимисты. От массового самоубийства мы пока далеко. Когда я читаю фантастов 1950-60-х, мне представляется, что они были в большей депрессии, чем мы сейчас. Но кто знает, что будет через 1000 лет.
Page 1 of 12 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 10:43 am
Powered by Dreamwidth Studios