Кто-нибудь напишет, вспомнит и услышит
Jun. 9th, 2021 09:00 amЕго книжка – о втором гулаге, по эту сторону решетки: о людях, завербованных органами. О тех, кто приходил туда добровольно, как Павлик Морозов, и о тех, кого вызывали – о каждом десятом. А еще о тех, кто все-таки не стал первым учеником Дракона. Основная ее часть – выдержки из писем этих людей и архивных документов, но есть и собственные мысли автора.
«Осуждать легко. Мы можем с гневом отвергать причины, толкнувшие на предательство тех, кто стал сексотами и стукачами из-за другого, сложившегося уже менталитета души – и в этом, наверное, огромная заслуга последнего времени. Но давайте не будем забывать, что творилось многие десятилетия за «железным занавесом». Понятия-перевертыши, поступки-перевертыши, люди-перевертыши... Страх перед Системой, жернова которой перемололи десятки миллионов, желание выжить... Я не оправдываю своих корреспондентов. Просто напоминаю о том, что неизвестно, как бы мы сами в те годы сумели противостоять религии предательства»
На тему, недавно обсуждавшуюся в этом журнале:
«Сейчас много говорят о том, что для процветания России недостает одной малости – общенациональной идеи, способной соединить различные, пусть прямо противоположные силы. Вот отыщется эта идея, появится человек, который скажет: «Я знаю, как надо! Я знаю, ради чего надо!» – и все, заживем в цветущем саду, которым станет наша измученная страна. Да, да, да! – ты и сам иногда начинаешь соглашаться с этим, когда уже совсем не можешь разобраться, где, как мы живем, куда, в какую сторону движется наш обдуваемый свирепыми ветрами корабль. Но потом замираешь от предчувствия того, что может случиться, если такая идея появится. Ведь, как всегда у нас бывает, скорее всего идея эта начнет внедряться сверху, а если сверху, то значит, не обойтись без силы, а если невозможно без силы, то снова возникнет необходимость в хранителях этой идеи, а хранителям, чтобы держать под контролем страну, понадобятся миллионы и миллионы секретных сотрудников»
В тексте упоминается песня редкой пронзительности, которую я слышала в последний раз так давно, что совершенно забыла, кто же принес ее в нашу компанию? Видео я не нашла, зато вот есть прекрасный аудиофайл ее исполнения автором, Вадимом Черняком.
А от этого ролика у меня просто мороз по коже. Не знаю, какой это год, но не могу отделаться от ощущения, что тут певец уже понимает, что жить ему осталось совсем недолго.
(музыка Матвея Блантера, слова Константина Симонова).
Слова в заглавии поста – как в этой записи